Дюна: экранизация Дени Вильнёва

3.3 (10)
22 октября 2022
O_Script

Однажды у Тарантино спросили:
— Правда, что вы так и не сняли ничего лучше Криминального чтива?

На что режиссёр ответил:
— Правда. А кто снял?

Это всего лишь анекдот, но... кажется, я всё перепутал. Да, точно: анекдот, который хотел рассказать, звучит как-то так...

Однажды у Дени Вильнёва спросили:
— Правда, что вы всегда мечтали экранизировать Дюну?

На что режиссёр ответил:
— Правда. А кто не мечтал?

Дени Вильнёв и Хавьер Бардем на съёмках фильма «Дюна» (США, 2021)
Дени Вильнёв и Хавьер Бардем на съёмках фильма «Дюна» (США, 2021)

Шутки шутками, но фантастический роман Фрэнка Герберта оказал большое влияние на мировую культуру и, в частности, на кинематограф. Если проанализировать весь sci-fi последних десятилетий, то можно заметить, что львиная доля произведений так или иначе ссылается на «Дюну».

И это, если не брать в расчёт культовейшую франшизу «Звездные войны», которая не просто ссылается, а нагло копирует вышеупомянутую книгу во всех возможных аспектах (эх, а ведь Герберт так и не дождался чашки кофе от Джорджа Лукаса). Впрочем, «Дюна» имеет и собственные адаптации, среди которых пара сериалов, компьютерные и настольные игры, а также два фильма.

Условно обозначим их как старый и новый. Старый – это не слишком популярный фильм 1984-го года. А новый – это Дюна Дени Вильнёва, вышедшая на экраны в 2021 году.

Про сюжет

Я уже описал, что такое «Дюна» для мира научной фантастики: это мощное фундаментальное произведение, на которое должен опираться жанр. И здесь уместно провести параллель с Властелином колец, который имеет такое же значение, только для мира фэнтези. Вильнёв, очевидно, тоже провёл эту параллель и решил сделать не один фильм, а три (или больше?), причём с конским хронометражем.

Сложно осуждать режиссёра, но... если так растягивать относительно короткую историю из главного романа Герберта, то экранизация неизбежно столкнётся с проблемами.

Во-первых, общий темп повествования очень неспешный, даже вялый, поэтому сюжетные повороты не работают должным образом. «А? Что? Кого-то убили?» – такой по ходу фильма, вероятно, будет реакция многих зрителей.

Барон Харконнен (Стеллан Скарсгорд), кадр из фильма «Дюна» / Dune: Part One (США, 2021)
Барон Харконнен (Стеллан Скарсгорд), кадр из фильма «Дюна» / Dune: Part One (США, 2021)

Вторая проблема касается экспозиции: принципы работы мира, главные герои, завязка конфликтов вырисовываются только к 40-й минуте. К 40-й! Могу ошибаться в цифрах, но Вильнёв где-то четверть фильма отдаёт под экспозицию, а это преступно много. И если неоднозначные сюжетные ходы это скорее проблема первоисточника, то неумелая подача – это серьёзный недостаток фильма. Впрочем, у Дюны есть не только недостатки.

Про визуал

Если вы смотрели «Бегущий по лезвию 2049» или «Sicario», то наверняка знаете, что у Дени Вильнёва хорошо получается снимать красивые панорамные кадры (даже если местность не слишком живописная). И в сеттинге Дюны его талант пришёлся очень кстати. Бескрайние пустоши Арракиса выглядят именно так, как и должны: пугают своей безжизненной монотонностью и одновременно завораживают.

Гигантский червь, кадр из фильма «Дюна» / Dune: Part One (США, 2021)
Гигантский червь, кадр из фильма «Дюна» / Dune: Part One (США, 2021)

Костюмы и декорации тоже смотрятся неплохо – видно, что действие происходит в вымышленном мире. Но самое вкусное блюдо визуального пиршества, хоть и появляется всего пару раз за фильм, производит неизгладимое впечатление. Если вы знакомы со вселенной Фрэнка Герберта (ну, или хотя бы видели трейлер к Дюне 2021), то уже поняли, о чём идёт речь... ЧЕРВИ.

Черви пустынной планеты – жуткие, огромные, такие же опасные, как ураган или цунами – их наличие в книгах вызывает определённые споры среди фан-сообщества, но воплощение на экране оправдывает все допущения. Серьёзно, на фильм стоит потратить время, хотя бы ради того, чтобы посмотреть на появление гигантского червя.

Пол (Тимоти Шаламе) и Леди Джессика (Ребекка Фергюсон), кадр из фильма «Дюна»
Пол (Тимоти Шаламе) и Леди Джессика (Ребекка Фергюсон), кадр из фильма «Дюна»

Итог

Если абстрагироваться от всех проблем сюжетной составляющей фильма, то вполне можно насладиться атмосферой истории, сошедшей со страниц Фрэнка Герберта и имеющей огромный бэкграунд. В конце концов, новая «Дюна» не так уж плоха. В конце концов, всё ещё можно уповать на следующие части франшизы.

Моя оценка: 
7 из 10