Маяковский в кино: редкие кадры

4 (6)
27 июля 2022
Александр Мельник
Кадр из фильма Девушка и Хулиган, 1918, Маяковский

Фильм Барышня и Хулиган был вторым заходом Маяковского в мир кинематографии. Первый его опыт («Не для денег родившийся» того же года; по мотивам «Мартина Идена»), к сожалению, не сохранился.

Работая над сценарием (переделкой «Учительницы рабочих» итальянца Эдмондо Де Амичиса) вместе с Евгением Славинским, будущим режиссёром картины, Маяковский сетовал, что во время съемок фильма «Не для денег родившийся» его, как сценариста, вообще не слушали. И благодарил Славинского за внимание к замечаниям и уточнениям.

Забегая вперёд, скажу, что картина «Барышня и Хулиган» была весьма популярна, её крутили в прокате несколько лет, и залы отнюдь не были пустыми.

Симпатия зрителей вполне понятна – это ведь был один из немногих фильмов, рассказывающих о жизни простых людей, да и актёры, сыгравшие главные роли, чрезвычайно хороши.

Но сам Маяковский спустя несколько лет говорил о своём кинематографическом опыте с неудовольствием: «Сентиментальная заказная ерунда. Ерунда не в том, что хуже других, а что не лучше».

Снимали «Барышню и Хулигана» в киноателье «Нептун», частной компании, организованной поклонниками Маяковского, супругами Антик. Собственно, и появилось-то это ателье исключительно потому, что Владимир Владимирович хотел заниматься кинематографией. Вот ему и предоставили такую возможность. :)

Александра Ребикова в фильме Барышня и Хулиган (1918)
Александра Ребикова в фильме «Барышня и Хулиган» (1918)

В главных ролях: сам Маяковский и актриса Александра Ребикова. Ребикова снималась с 1915 года и была одной из очень популярных актрис. Сейчас, в основном, вспоминают только Веру Холодную, и лично мне очень жаль, что Ребикова забыта.

Кстати, обратите внимание, насколько актриса выглядит (имею ввиду внешность, конечно, а не игру) современно для нашего времени! Ей-богу, трудно поверить, что это было более ста лет назад!

Маяковский – великолепен. Даже в немом фильме он чрезвычайно харизматичен, а как актёр вполне мог бы стать звездой. Тем более, что к процессу относился серьёзно.

Евгений Славинский вспоминал: «Маяковский, не будучи актером, держался перед аппаратом великолепно: был спокоен, быстро и непринужденно схватывал подсказывания режиссера во время съемки, знал и ровно вел свою роль. Вообще, в его игре чувствовалась естественность и отсутствие позирования. Репетировать с ним много не требовалось».

Хочу также обратить внимание на роль антагониста – хулиганистого ученика, с которым ссорится герой Маяковского. Ян Нивиньский очень забавно отыграл кривляку-клоуна, живо напоминающего реальных школьных непосед.

Ну а теперь перейду к фильму: вступление затянулось. :)

Маяковский в фильме Барышня и Хулиган (1918)
Маяковский в фильме «Барышня и Хулиган» (1918)

Наш Хулиган – гроза своего района, с ним стараются не связываться и безропотно ему подчиняются. Что закономерно – ведь Хулиган даже ростом выше большинства на голову, а то и больше. И кулаки у него отнюдь не дамские.

Учительница (Александра Ребикова)
Учительница (Александра Ребикова)

В местную школу приезжает новая учительница – барышня в полном смысле этого слова. Директор, покачав головой, предполагает, что ей будет сложно – школа-то для взрослых, а коллеги, вводя в курс дела, сообщают и о сложном ученике, Хулигане.

Который, впрочем, в трактире бывает чаще, чем в школе.

Забавный момент! Одна из коллег-учительниц вынимает из сумочки портрет этого самого Хулигана и демонстрирует новенькой. Интересно, зачем она носит портрет с собой? :)

Учительница несколько напугана предупреждениями и уже представляет, как ей придётся бороться с тлетворным влиянием трактира.

Кажущиеся кошмары новой учительницы
Кажущиеся кошмары новой учительницы

На прогулке она встречает того самого Хулигана. Обнаруживается, что она боится его до смерти. В страхе барышня убегает, Хулиган преследует её до самой школы, где и узнаёт, что это новая учительница.

Первая встреча героев
Первая встреча героев, кадр из фильма «Барышня и Хулиган»

На следующий день он является в школу.

Девушка настолько не похожа на всех других, что парень невольно влюбляется. Он грезит ею наяву, но, конечно, шансов нет.

Видение Барышни Хулигану
Видение Барышни Хулигану

В школу он теперь приходит прилежно, а однажды вместо диктанта сдает ей тетрадку с признанием в любви, чем пугает учительницу еще больше.

Признание в любви, кадр из фильма Барышня и Хулиган (1918)
Признание в любви, кадр из фильма «Барышня и Хулиган» (1918)

Одновременно он начинает конфликтовать с тем самым «клоуном», о котором я писал выше. Причина конфликта – попытка принудить кривляку уважать учительницу и не придуриваться на занятиях. Конфликт едва не перерастает в драку, дядя «клоуна», местный мясник, достаёт нож.

Школьный кривляка (Ян Нивиньский)
Школьный кривляка (Ян Нивиньский)

Конечно, в этот раз еще ничего не случилось – школа, всё-таки. Но учительница интуитивно чувствует беду, говорит об этом Хулигану. Тот не принимает предупреждение всерьез – ведь он на местных улицах едва ли не самый главный, чего ему бояться?

Самонадеянность, увы, и приводит к беде. Драка с мясником один на один перерастает в избиение Хулигана целой толпой, а далее идет в ход нож.

Фильм заканчивается смертью героя, но в последний момент Барышня успевает прийти к нему и поцеловать. В первый и последний раз.

Моя оценка: 3+ (три – потому что я не могу рекомендовать всем, фильм может заинтересовать только ограниченную аудиторию, ибо немой, но, честное слово, его стоит посмотреть просто из-за Маяковского).

Хулиган кидает пиджак в лужу, чтобы возлюбленная могла пройти
Хулиган кидает пиджак в лужу, чтобы возлюбленная могла пройти

Любопытный момент. Помните сцену из «Бесприданницы» Протазанова, в которой Паратов кидает перед Ларисой шубу, чтобы та могла пройти? Так вот, содрал Яков Александрович эпизод в «Барышне и Хулигане», мдя...

Моя оценка: 
9 из 10